выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав
общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу
с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы,
информационных радио- и телепередач.
«Спрашивали – отвечаем»– форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.
«Информация +»– это ознакомление учащихся с событиями в стране
и за рубежом по определенной схеме:
• внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь;
• тенденции развития России и стран Содружества;
• события в странах дальнего зарубежья;
• новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта.
«+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме
выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала,
комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.
Тематический информационный час– более глубокое обсуждение какой-либо злободневной проблемы, цель которого – выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников.
Направления в таком случае не распределяются, но обязательной
является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его
событию. Особое внимание стоит заострить на этапе подготовки.
Определение темы — один из наиболее важных моментов подготовки
тематического информационного часа. Важнейшее требование —
актуальность информативного материала, т.е. связь его с ведущими
проблемами молодежи, государства, мировой общественности. Тематику
планируемого информационного часа желательно обсуждать вместе с
учащимися. Необходимо использовать наиболее действенные формы и
методы подачи информации.
По необходимости, куратором разрабатываются вопросы, позволяющие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные
задания для учащихся, уточняется порядок проведения тематического
информационного часа.
В роли ведущего может выступать как сам куратор, так и один из
учащихся (в зависимости от темы и формы проведения), лучше — лидер
группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их
внимание на определенной проблеме. Успех во многом зависит и от
вовлечения всех учащихся в обсуждение вопросов, обмена мнениями по
обсуждаемой тематике, присутствия компетентных гостей. Очень важно
также научить студентов самостоятельно выделять главное в предлагаемом
материале. Целесообразно, чтобы круг участников тематического
информационного часа не ограничивался рамками учебной группы. Встречи
с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире – повод
объединить за «круглым столом» несколько групп, преподавателей.
Все это является серьезной предпосылкой активного вовлечения
молодежи в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь
государства.
Формы проведения
тематических информационных часов
«Беседа «за круглым столом» – форма изучения актуальной
социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и
активным вовлечением студентов в дискуссию. Проблема для освещения на
тематическом информационном часе может быть продиктована последними
событиями в мире или предложена самими студентами.
Информация по теме может быть изложена или самим гостем
(историком, юристом, экологом, депутатом), или лидером учебной группы,
способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку
раскрепощенного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен
просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют
сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ
проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются
выводы по теме.
«Политическая дискуссия»– тематический информационный час с
целью исследования проблемных и спорных политических вопросов.
Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная
теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации
противоположной концепции. В результате коллективного творческого
мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую
жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.
«Как это было» – форма тематического информационного часа,
анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной
телепередачи. Большая роль отводится ведущему, который дает основные
исторические и политические справки, представляет гостей и организует
диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвящены
конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания
слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов,
фотоиллюстраций и т. п.
«Годы и люди»– тематический информационный час, посвященный
биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики,
экономики, спорта у нас в стране и за рубежом.
«Пресс-конференция» – форма информационного часа с элементами
ролевой игры. Участники пресс-конференции — «журналисты» и
«фотокорреспонденты» – берут интервью у докладчика, выступающего в
роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции
способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более
осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к
проблеме, умение защищать свою точку зрения.
«Тематический блиц-опрос»– представляет собой собственные
видеосюжеты учащихся по определенной тематике для последующего
обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой
проводит в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой
и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как
учащиеся, так и сотрудники учебного заведения, случайные посетители.
Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему,
согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало
информационного часа, привлекая внимание учащихся к обсуждаемой теме,
является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования
поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию
собственного мнения.
«Пресс-турнир» – форма информационного часа, позволяющая
активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по
различным проблемам общества, выделять главное из различного рода
информации. Для проведения пресс-турнира учащиеся делятся на группы,
представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены
определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания.
Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает
вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике
– подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других
команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к
выступлению.
«Информационный журнал»– форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и другие (выбор определяют сами учащиеся или в зависимости от представленной тематики в информационном сборнике).
«Семинар-информация»– форма информационного часа,
предполагающая выступления по каким-либо интересующим всех вопросам,
в ходе которого обязательно присутствуют обмен мнениями, обсуждение,
споры. На такой семинар могут быть приглашены компетентные лица.
«Брейн-ринг»– форма для проведения тематического
информационного часа по определенной тематике, наиболее актуальной в
данный период времени. Например, «Права молодежи в Беларуси»,
«Конституция Республики Беларусь. Основы конституционного строя» и
другие. Игра представляет собой состязание в быстроте мышления,
сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн – мозг,
рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для
состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ.
Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими
длительного обсуждения.
«Турнир-викторина» – состязание двух или нескольких команд,
каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по
определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды
по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы,
занимательные задания).