Советы психолога

Региональная карта

22.03.2024

Лицам, подвергшимся домашнему насилию, предоставляется услуга временного приюта в «кризисной» комнате

Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю, но не всем удается ее сохранить.

Домашнее насилие – умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей). Либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.  

«Милые бранятся —  только тешатся», «Бьет —  значит любит» — это давно не воспринимается обществом и Законом утвердительно. Насилие в семье приводит к тяжким последствиям, в том числе непоправимым.

Как действовать, если Вы не чувствуете себя в безопасности?

Если Вы чувствуете, что можете подвергнуться насилию, уходите, пока агрессора нет поблизости. Если у Вас нет возможности покинуть дом, закрой­тесь в комнате с телефоном и позвоните в милицию или тому, кто может помочь Вам.

В случае опасности кричите так, чтобы Вас могли услышать соседи.

Договоритесь с соседями, чтобы они вызвали мили­цию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры. Заранее договоритесь с друзьями, родственниками о возможности предоставить Вам убежище в случае опасности.

  • Если Вы были вынуждены оставить дома детей, позвоните в милицию, как только покинете дом.
  • В случае предполагаемой угрозы спрячьте запасные ключи от дома (машины) так, чтобы, взяв их, Вы могли покинуть дом в случае опасно­сти.
  • В безопасном, но доступном для Вас месте спрячьте необходимую сумму денег, записи с номерами телефонов, паспорт, документы на детей, другие важные бумаги, а также необходимую одежду и нужные лекарства.

 

Существует место, где Вы сможете временно пережить и обдумать сложившуюся ситуацию

 

В целях оказания помощи лицам, находящимся в кризисном состоянии (опасном для здоровья и жизни состоянии, в конфлик­те с другими членами семьи, подвергшимся психофизическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми) создана и работа­ет «кризисная» комната, срок пребывания в которой зависит от конкретных обстоятельств и особенностей лиц, обратившихся за помощью. Любой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, может обратиться в государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста» по адресу:

 г. Брест, ул. Халтурина, 8, телефон 43 59 13.

Здесь Вам анонимно и бесплатно окажут психологическую помощь.

 

Лицам, подвергшимся домашнему насилию, предоставляется услуга временного приюта в «кризисной» комнате.

 

Телефон «Горячей линии»

+ 375 (29) 892-88-07

свернуть

Семья без насилия

За совершение насилия в семье предусмотрена ответственность, в том числе уголовная! Не допускайте насилие в любом его проявлении.

Помните: каждое преступление обязательно влечет заслуженное и

спра­ведливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно.

 

Решить проблему насилия в семье Вам помогут:

  • Правоохранительные органы.

Если Вы подвергаетесь семейному насилию, обратитесь в правоохранительные органы по телефону 102.

  • Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслужива­ния населения Московского района г. Бреста».

Анонимное и бесплатное оказание психологической помощи 43 59 13 (с 08:15 до 17:15, обед с 13:00 до 14:00).

  • Медицинские учреждения

Если Вы пострадали от физического насилия, обратитесь за медицинской помощью, зафиксируйте побои. В даль­нейшем заключение врача поможет наказать преступника.

СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

«ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» в г. Бресте для взрослых и детей

8 (0162) 25-57-27, КРУГЛОСУТОЧНО!

170 (короткий номер)

 

 

Безнаказанность - наиболее мощный фактор, провоцирующий и стимулиру­ющий насилие. Помните: в 95 % случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

 

Остановить насилие в ваших силах. Не допустить насилия - Сохранить семью!

 

свернуть

Проблема домашнего насилия

22.11.2023

Рекомендации родителям (листовки)

02.11.2023

«Построим семью без насилия»

01.11.2023

Дом без насилия

Домашнее насилие – это система поведения одного человека, направленная на сохранение власти и контроля над другим человеком.

Насилие бывает не только физическим (побои, травмы), но и психологическим, эмоциональным, сексуальным, экономическим.

Говоря о насилии, мы часто делаем акцент на физическом насилии – оно просто заметнее, его крайние проявления внешне ужасны.

Психологическое, душевное насилие над личностью не менее ужасно. Страшное унижение возможно и без рукоприкладства. Даже во внешне благополучных семьях люди разрушают друг друга, оскорбляя достоинство близкого человека, игнорируя его чувства и желания. Часто жертвы не воспринимают действия, совершаемые по отношению к ним, как насилие, т.к. воспитаны в среде, где насилие является «нормой». Страдая, эти люди бывают уверены, что «заслужили» такое отношение к себе. По мнению медиков, психологов, социологов, лица, пострадавшие от домашнего насилия, предпочитают молчать.

Насилие, совершаемое по отношению к человеку в семье, оказывает негативное влияние не только на развитие и становление личности, но и может быть опасно тем, что модели такого деструктивного поведения могут передаваться последующим поколениям.

Человек, переживший насилие, будет бояться людей, не сможет доверять им даже в доброжелательном и открытом общении. В семьях, где присутствует насилие, у детей и подростков формируются искажённые социальные ценности относительно взаимоотношений в семье, межличностного общения, гендерного поведения в обществе в целом.

Различные исследования показывают, что дети, ставшие свидетелями насилия в семье, вырастая, переносят такую же модель гендерного поведения в свою будущую жизнь: юноши становятся агрессивными по отношению к своим будущим жёнам, детям, а также по отношению к своим уже престарелым родителям, а девушки выбирают более агрессивных партнёров.

Как распознать потенциального обидчика?

Если ваш партнер:

- пытается изолировать вас от встреч с друзьями или родственниками, старается контролировать ваши контакты, утверждая, что они являются источником проблем в семье;

-патологически ревнив и в этом находит оправдание своего контролирующего поведения;

- постоянно просит или заставляет вас делать то, что вам не нравится;

- регулярно перекладывает вину за свои действия на других;

- жестоко обращается с детьми или животными;

- агрессивен и груб по отношению к вам;

-подвержен резкой смене эмоционального состояния, сопровождающейся «вспышками» раздражительности;

- угрожает физической расправой;

-груб в сексуальных отношениях, не принимая во внимание ваших предпочтений;

- угрожает отобрать у вас детей;

- прибегает к угрозам покончить с собой, если вы попытаетесь разорвать отношения;

- являлся свидетелем домашнего насилия в родительской семье, или имеет опыт агрессора по отношению к предыдущей партнерше.

 

Если в поведении партнёра сочетаются несколько из вышеперечисленных черт, то это говорит о высокой степени опасности проявления насилия в дальнейших отношениях.

 

Следует помнить, что личная неприкосновенность и безопасность является неотъемлемым правом любого человека.

 

Насилие – это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть. В нашем государстве есть все необходимые правовые инструменты и возможности, чтобы остановить домашнее насилие.

Пострадавшие от домашнего насилия могут обратиться за помощью:

Общенациональную горячую линию пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801 (ежедневно с 8.00 до 20.00 без выходных и праздничных дней). Звонок на линию бесплатный со стационарного телефона по всей территории Беларуси.

Детскую общенациональную горячую линию 8-801-100-16-11

Телефон экстренной помощи для размещения в Убежище для женщин, пострадавших от насилия + 375-29-610-83-55 (круглосуточно, г. Минск)

Круглосуточная прямая линия МВД по приему сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей

8 (017) 372-73-87

Учреждение здравоохранения «Брестская детская областная больница», приемное отделение 8 (0162) 20-96-81

Телефон доверия 8 (0162) 25-57-27 (круглосуточная линия, краткий номер 170)

ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» психологическая помощь

8 (0162) 20-15-55 (пн.-пт. с  8.00 до 17.00)

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста» – кризисная комната

8 (0162) 20-94-80+375-29-892-88-07 – круглосуточный телефон

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бреста» 8 (0162) 21-66-47

Брестский клуб деловых женщин:

специалист по социальной работе +375-29-221-93-50

Милиция 102

Медицинская помощь 103

свернуть

КАК РАСПОЗНАТЬ ИГРОВУЮ ЗАВИСИМОСТЬ?

 

 

Признаки игровой зависимости:

  • Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
  • Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
  • «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
  • Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов: они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
  • Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко всё более высокому риску.
  • Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», всё преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.
  • Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) игровая зависимость возобновляется.

Важно! Азартный игрок отличается пониженной способностью контролировать собственные импульсы, то есть не может полноценно противостоять внутреннему стремлению к игре, так же, как и пациент с алкогольной зависимостью не в состоянии сопротивляться тяге к бутылке. Вопреки многочисленным отрицательным последствиям тяга к игре у пациента усиливается, невозможность играть вызывает напряжение, агрессию и усиливающееся стремление к игре.  

Факторы риска игровой зависимости:

  1. Низкая самооценка: «неотработанные» детские комплексы, которые компенсируются фантазиями о могуществе и всевластии либо бессознательным стремлением «доказать им всем…».

     Нередко в начале игрового пути стоит легкий и быстрый выигрыш, который новичку «позволяют» получить. Он и становится стартовым толчком для ухода в мир предвкушений и ожидания такого же везения в дальнейшем. Первоначальная прибыль укрепляет чувство собственной значимости и важности, подтверждает определенную собственную исключительность и повышает уверенность в успехе. Проигрыши огорчают игрока, но, в то же время, разжигают азарт с новой силой. 2. Отсутствие близких отношений, нестабильность семьи, избегание взрослой ответственности.

   У людей, одержимых азартными играми, часто обнаруживается состояние «разрыва с домом», «отвержения» в семье, плохие отношения с родителями, негативный опыт обманутых ожиданий и разочарований. Это недолюбленные и необласканные дети с ущербной, деформированной эмоциональностью. Игрой они пытаются компенсировать эмоциональную депривацию. 3. Психологические дисфункции личности.

   В частности, к игре может подтолкнуть нарушение психологического равновесия, которое проявляет себя, например, в постоянно присутствующем беспокойстве, высокой тревожности, чувстве неудовлетворенности теми возможностями, которые предлагает реальная жизнь.

   Мотивацией к игре может стать бессознательная потребность справиться с тревогой, желание выйти из личностного кризиса, преодолеть давление отрицательных эмоций, а также стремление решить материальные проблемы, не затрачивая никаких усилий. Постепенно игрок попадает в замкнутый порочный круг, жертвами которого становятся все сферы его жизни.

  1. Характерологические особенности личности.

   Психологическая незрелость, неумение брать на себя взрослую ответственность, склонность к авантюрам, спонтанным, импульсивным поступкам, неспособность конструктивно переживать неудачи, зависимость от чужого мнения, неумение прогнозировать развитие событий и отсутствие жизненных целей – вот основные черты игроманов.

   И помните: игровая зависимость – это, прежде всего, зависимость, и развивается она по тем же законам, что и наркомания или алкоголизм. Поэтому к помощи в преодолении игровой зависимости должны обязательно привлекаться профессионалы – врачи и психологи.  

ВРЕД компьютерных игр

   Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких. 

   Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности, лишь изредка отлучаясь.

   Крайняя степень игровой зависимости – когда у игромана пропадает аппетит, ему не хочется отлучаться от игр даже для принятия пищи, и сон ,он жалеет время на отдых и даже во сне продолжает завоевывать миры и убивать врагов.

   Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно, не вызывая подозрений со стороны близких людей. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью – когда она становится очевидной.

   Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, среди которых особую группу риска составляют подростки. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр, и перед родителями остро становится проблема того, как оторвать чадо от компьютера. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

   Впрочем, вред компьютерных игр сказывается и на взрослых. И если рядом с подростком может и должен оказаться взрослый, который обязан вырвать его из игровой зависимости, то за взрослым геймером мало кто следит. А между прочим, компьютерные игры, наряду с пьянством и изменами, становятся одной из наиболее популярных причин разводов в молодых семьях. К тому же, со временем геймер становится невнимательным, рассеянным, у него не ладится с работой, он игнорирует свои обязанности. 

   Многие геймеры идут дальше и готовы тратить деньги, чтобы воспользоваться платными услугами в онлайн-играх. Стать за несколько минут самым сильным и крутым.  И создатели онлайн-игр «услужливо» подсовывают игрокам такую возможность. Конечно, не бесплатно. А поскольку одной игрой все не ограничивается, из семьи потихоньку начинают уплывать деньги, геймер со временем залазит в долги, реальная жизнь начинает напоминать сущий ад, зато в виртуальной жизни он – король. 

Особую опасность представляют «стрелялки».

   «Стрелялки» это самый опасный вид игр, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. Часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрейшей души человеком. 

   Кроме того, постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук.

ПОМОГИ ДРУГУ

   Болезнь игромания - это именно заболевание, связанно оно с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм, как-то, казино, игровые автоматы, карты и интерактивные игры. Игромания может проявить себя как заболевание и, что происходит намного чаще, как один из симптомов другого психического заболевания: депрессии, маниакальных состояний, даже шизофрении.

   Что делать если ваш друг игроман? Главное это вовремя понять, что болезнь его одолела. Видишь — твой друг стал больше времени проводить за компьютером, говорит непонятные фразы , бормочет про соревнования на следующей недели, не выходит на улицу, постоянно занят. По ходу твой друг подсел на игру.

   Если ты хороший друг и тебе не плевать на приятеля, то ты должен помочь ему избавиться от игровой зависимости и вылечить друга от этой болезни. Как быть, что делать и куда идти?

   Первое, что нужно запомнить это, то что наркоман никогда не признается, что он наркоман. А это значит, что бороться с этим вам придется одному. Второе, вы должны сделать так, чтобы друг понял, что игра — это всего лишь игра, а для этого нужно создать правильную обстановку.

   Если вы решили помочь, и провести лечение от игромании, то не стоит делать резких «движений». Не бейте в лоб. Не начинайте высмеивать товарища в присутствии других людей, в том, что он болен игровой зависимостью. Не выдвигайте ультиматумы, не удаляйте любимую игру друга.

   Ваша задача объяснить, что игра это пустая трата времени, и что жизнь может пройти мимо.

   Не одна виртуальная победа, пусть даже самая большая не стоит даже самой маленький победы над собой и над другими в реальном мире.

   Игромания - это не просто баловство, а реальная психологическая зависимость, приравниваемая к алкогольной и даже наркотической зависимости. В одиночку справиться с этим тяжелым недугом практически невозможно. И без помощи окружающих больному зачастую не справиться.

 

свернуть

Советы родителям по обеспечению безопасности детей в сети интернет.

 

  1. Помните, что запрет на пользование компьютером не дает желаемых результатов.
  2. Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы.
  3. Расспросите ребенка о его виртуальных друзьях, поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.
  4. Объясните ребенку, что виртуальным знакомым нельзя высылать свои фотографии и другую личную информацию.
  5. Попросите ребенка рассказывать вам о любых неприянных ситуациях, связанных с общением в Интернете. Убедите его, что не будете сердиться, что бы ни случилось.
  6. Установите компьютер в доступном для всех членов семьи месте.
  7. Установите программу родительского контроля на ПК и мобильный телефон. Это позволит установить запрет на посещение ресурсов негативного содержания, ограничить время доступа ребенка в Интернету и др.
  8. Составьте правила безопасного поведения и Интернете, напишите их на бумаге и прикрепите возле компьютера.
  9. Научите детей создавать резервные копии важных данных.
  10. Объясните ребенку, что никогда не надо открывать вложения, присланные с подозрительных и неизвестных ему адресов.
  11. Объясните ребенку, почему нельзя раскрывать пароли даже друзьям и знакомым. Если секретный код стал кому-либо известен, его необходимо срочно поменять.  Не помешает и просто периодически менять пароли (от электронной почты, профилей в социальных сетях и др.)
  12. Расскажите ребенку, что никогда не следует сохранять свои пароли, личные файлы, историю переписки на чужом компьютере.

 

свернуть

Памятка по уходу из дома

Ребенок попал в «плохую» компанию…

 

 

Признаки, которые могут свидетельствовать о том, что ребенок попал в «плохую» компанию:

  • неоправданная грубость и вспышки агрессии;
  • снижение успеваемости и нежелание учиться;
  • стремление проводить как можно больше времени вне дома;
  • резкое изменение круга интересов;
  • воровство (деньги, вещи);
  • появление вредных привычек;
  • замкнутость (нежелание общаться с родителями, обсуждать свою жизнь, делиться проблемами);

 

Ваши действия:

  • Постарайтесь познакомиться с друзьями ребенка поближе. Может оказаться, что они не такие и плохие, как могло показаться на первый взгляд.
  • Постарайтесь понять, что привлекает вашего ребенка в тех людях, с которыми он дружит, почему ему нравится проводить время именно с ними.
  • Старайтесь не противопоставлять себя друзьям ребенка, а по возможности сблизиться с ними. В этом случае вы сможете узнать о них больше.
  • Если вы видите, что дружба с определенными людьми угрожает безопасности и здоровью ребенка, обязательно принимайте определенные меры:
  • Обязательно поговорите с ребенком о том, что вас тревожит в его поведении. Говорите о том, что вы чувствуете по этому поводу и каких хотите перемен, избегая при этом директивного тона и строгих указаний.
  • Пересмотрите свою занятость, найдите максимум времени для совместного времяпровождения с ребенком.
  • Помогите ребенку организовать свой день так, чтобы он был максимально загружен: запишите в интересующую его секцию, кружок, назначьте ответственным за выполнение определенной домашней работы.
  • Обязательно контролируйте времяпровождение ребенка.
  • Строго контролируйте расходы ребенка, не оставляйте деньги без присмотра. Этим вы убережете его от соблазна брать деньги без разрешения. Но в то же время, приучайте ребенка правильно обращаться с деньгами, планировать свои расходы.
  • Если вы заметили появление вредных привычек у вашего ребенка, обязательно спокойно и аргументировано с приведением взвешенных доводов, выразите свое отношение к появившимся пристрастиям, помогите ему принять решение об отказе от вредных привычек.
  • Если все принятые вами меры оказываются неэффективными, обратитесь за помощью к психологу, психотерапевту.

Помните! Ваш ребенок и его будущее – главное, что у вас есть.

свернуть

Рекомендации для родителей по использованию сети Интернет их детьми.

 

 

Для детей от 7 до 10 лет.

 

Оптимальной формой ознакомления ребенка в таком возрасте с сетью Интернет будет совместная работа с ребенком за компьютером.

Приучите детей:

  • посещать только те сайты, которые Вы разрешили;
  • советоваться с Вами, прежде чем совершить какие-либо новые действия, раскрыть личную информацию;
  • сообщать Вам, если ребенка что-то встревожило либо было непонятно при посещении того, либо иного сайта.

Запретите:

  • скачивать файлы из Интернета без Вашего разрешения;
  • общаться в Интернете с незнакомыми Вам людьми;
  • использовать средства мгновенного обмена сообщениями без Вашего контроля.

Постоянно беседуйте с детьми на тему использования ими сети Интернет: о действиях, посещенных сайтах, возможных новых знакомых.

 

Для детей от 10 до 13 лет.

 

В данном возрасте ребенок уже обладает определенными навыками и познаниями о работе в сети, не готов к постоянному личному контролю со стороны взрослых, однако все еще требует контроля.

Рекомендации:

  • создайте ребенку на компьютере собственную учетную запись с ограниченными правами;
  • используйте средства фильтрации нежелательного контента;
  • напоминайте о конфиденциальности личной информации;
  • приучайте ребенка спрашивать разрешение при скачивании файлов из Интернета, при скачивании и установке программного обеспечения;

поощряйте желание детей сообщать Вам о том, что их тревожит или смущает в Интернете;

  • настаивайте на том, чтобы ребенок позволял Вам знакомиться с содержимым его электронной почты, учетных записей в социальных сетях, перепиской в средствах мгновенного обмена сообщениями;
  • расскажите об ответственности за недостойное поведение в сети Интернет.

На данном этапе могут активно использоваться программные средства родительского контроля, к которым можно отнести следующие инструменты:

  • услуга родительского контроля провайдера, оказывающего услугу доступа в сеть Интернет, позволяющая ограничить доступ к Интернет сайтам, содержащим нежелательный контент;
  • функции родительского контроля, встроенные в операционную систему (ограничение времени работы компьютера, ограничение запуска программ, в том числе игр);
  • функции родительского контроля, встроенные в некоторые антивирусы (например Kaspersky Internet Security, Norton Internet Security), позволяющие контролировать использование компьютера, запуск различных программ (попытки запуска запрещенных программ блокируются), использование Интернета (ограничение по времени), посещение веб-сайтов в зависимости от их содержимого, загрузку файлов из Интернета, переписку с определенными контактами через Интернет мессенджеры и социальные сети, пересылку персональных данных, употребление определенных слов и словосочетаний в переписке через мессенджеры;
  • специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения функций родительского контроля, например, КиберМама, KidsControl, TimeBoss и другие.

Подростки в возрасте 14-17 лет.

 

Рекомендации:

  • интересуйтесь, какими сайтами и программами пользуются Ваши дети;
  • настаивайте на том, чтобы подросток не соглашался на встречу с друзьями из Интернета без Вашего ведома;
  • напоминайте     детям         о       необходимости обеспечения
  • конфиденциальности личной информации;
  • предостерегайте детей от использования сети для хулиганства либо совершения иных противоправных деяний, разъясните суть и ответственность за совершение преступлений против информационной безопасности;
  • обсудите с ребенком возможные риски при осуществлении покупок в сети.

В сети Интернет на сайтах провайдеров, производителей антивирусного программного обеспечения, а также на специализированных ресурсах можно найти рекомендации по обеспечению защиты детей от различных типов киберугроз. Также значимой для родителей может быть размещенная в сети информация о действиях, если ребенок уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.

В случае установления фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет в отношении детей рекомендуем родителям не умалчивать данные факты, а сообщать о них в зависимости от ситуации классному руководителю, педагогу социальному учреждения образования, в правоохранительные органы по месту жительства.

 

свернуть

Рекомендации родителям тревожных детей и подростков

Рекомендации родителям тревожных детей и подростков:  - старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему, рассуждайте;

- избегайте фраз типа "поймешь, когда вырастешь". Дети не учатся тому "как надо" или "хорошему" и "плохому" сами, значение многих понятий, привычных взрослым, им не ведомы, не ленитесь их объяснять - непонимание порождает тревогу; 

 

- говорите о своих эмоциях и чувствах; 

- не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах; 

-  демонстрируйте ребенку свою безграничную и безусловную любвь; 

- отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми членами семьи; 

- избегайте употребления слов, унижающих достоинство; 

- не заставляйте малыша насильно извиняться за проступки, это должно быть не механическое действие "по шаблону", попросите его объяснить их причину (!), деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и почему; 

- сведите к минимуму число замечаний; 

- не пугайте невыполнимыми наказаниями; 

- чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям - это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное; 

- оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;

- совместно выполняйте упражнения на релаксацию. Ребёнку трудно понять - что значит расслабиться. Предложите представить приятное место, расскажите друг другу о своих ощущениях. Особенно эффективно перед сном; 

- тревожные дети, как правило, скрытны, старайтесь деликатно выяснять причины страхов и тревог; 

- ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего ребенка; 

- по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь - ребенок должен учиться справляться с трудностями - сперва с вашей помощью, затем самостоятельно;

- предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте за него; 

 

- делитесь своими детскими воспоминаниями - в том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях; 

- показывайте ребенку разницу в его достижениях - сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие. Сравнивать с другими детьми категорически нельзя.

Рекомендации родителям тревожных детей и подростков:  - старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему, рассуждайте;

- избегайте фраз типа "поймешь, когда вырастешь". Дети не учатся тому "как надо" или "хорошему" и "плохому" сами, значение многих понятий, привычных взрослым, им не ведомы, не ленитесь их объяснять - непонимание порождает тревогу; 

 

- говорите о своих эмоциях и чувствах; 

- не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах; 

-  демонстрируйте ребенку свою безграничную и безусловную любвь; 

- отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми членами семьи; 

- избегайте употребления слов, унижающих достоинство; 

- не заставляйте малыша насильно извиняться за проступки, это должно быть не механическое действие "по шаблону", попросите его объяснить их причину (!), деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и почему; 

- сведите к минимуму число замечаний; 

- не пугайте невыполнимыми наказаниями; 

- чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям - это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное; 

- оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;

- совместно выполняйте упражнения на релаксацию. Ребёнку трудно понять - что значит расслабиться. Предложите представить приятное место, расскажите друг другу о своих ощущениях. Особенно эффективно перед сном; 

- тревожные дети, как правило, скрытны, старайтесь деликатно выяснять причины страхов и тревог; 

- ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего ребенка; 

- по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь - ребенок должен учиться справляться с трудностями - сперва с вашей помощью, затем самостоятельно;

- предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте за него; 

 

- делитесь своими детскими воспоминаниями - в том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях; 

- показывайте ребенку разницу в его достижениях - сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие. Сравнивать с другими детьми категорически нельзя.

Основными причинами школьной тревожности.

 

- конфликт между потребностями ребенка;

- противоречивые требования с стороны родителей;

- неадекватными требованиями, несоответствующими возможностям ребенка;

- конфликт воспитательной системы школы и семьи;

- негибкая, догматическая система воспитания в семье и в школе;

- ориентация ребенка не на процесс учения, а на его результат.

Для преодоления школьной тревожности необходимо знакомить и с трудностями, и с неудачами, но самое главное - нужно помочь детям найти пути преодоления этих трудностей. Тревога становится конструктивной, если человек понимает, что любая ошибка, совершена ли она при решении школьной задачи или в реальной жизни, - это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. А опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний. Нас часто пугают ошибки наших детей. Напрасно: страшны не ошибки, страшен отказ от поиска, отказ от активности, вялое смирение - источник мещанского прозябания и самодовольного упоения собственной посредственностью.

Цель - не избавить ребенка от всех тревог, а научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложной ситуации, а искать и находить решение задач, которые будет перед ним ставить жизнь.

Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребенком. А ребенок для родителей всегда является частью их самих, причем наиболее незащищенной частью. Поэтому наибольшие страхи перед школой испытывают те родители, которые сами имеют проблемы эмоционально-психологического характера в отношении власти как таковой, различных форм подчинения и доминирования в мире взрослых. Проблемы их ребенка во взаимоотношениях со школой могут стать дополнительным поводом для самоанализа и личного роста таких родителей.

 

 

 

 

 

 

 

Основными причинами школьной тревожности.

 

- конфликт между потребностями ребенка;

- противоречивые требования с стороны родителей;

- неадекватными требованиями, несоответствующими возможностям ребенка;

- конфликт воспитательной системы школы и семьи;

- негибкая, догматическая система воспитания в семье и в школе;

- ориентация ребенка не на процесс учения, а на его результат.

Для преодоления школьной тревожности необходимо знакомить и с трудностями, и с неудачами, но самое главное - нужно помочь детям найти пути преодоления этих трудностей. Тревога становится конструктивной, если человек понимает, что любая ошибка, совершена ли она при решении школьной задачи или в реальной жизни, - это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. А опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний. Нас часто пугают ошибки наших детей. Напрасно: страшны не ошибки, страшен отказ от поиска, отказ от активности, вялое смирение - источник мещанского прозябания и самодовольного упоения собственной посредственностью.

Цель - не избавить ребенка от всех тревог, а научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложной ситуации, а искать и находить решение задач, которые будет перед ним ставить жизнь.

Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребенком. А ребенок для родителей всегда является частью их самих, причем наиболее незащищенной частью. Поэтому наибольшие страхи перед школой испытывают те родители, которые сами имеют проблемы эмоционально-психологического характера в отношении власти как таковой, различных форм подчинения и доминирования в мире взрослых. Проблемы их ребенка во взаимоотношениях со школой могут стать дополнительным поводом для самоанализа и личного роста таких родителей.

 

 

 

свернуть

Рекомендации родителям пятиклассников

Рекомендации родителям пятиклассников 

 

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д. 

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

 Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

  1. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. Предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  5. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
  6. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»
  7. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»
  8. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.
  9. Перед сном не забудьте шепнуть ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»

Что делать, если ваш ребенок не хочет идти в школу?

По данным психологов, примерно 10 % детей не хотят идти в школу, потому что слышали о ней нелестные высказывания взрослых; около 8% получили негативный настрой от старших детей. Малыши верят во все без доказательств, поэтому очень важно, чтобы будущий первоклассник получал позитивную информацию о школе от близких людей. Вторая причина - если ребенок "не наигрался", но его психика очень пластична, и, придя в класс, он скоро начнет испытывать удовольствие от процесса обучения.           Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе - это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих. Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал.

Как поддержать стремление ребенка ходить в школу? 

Первые дни и  недели пребывания ребенка в школе ребенку очень хочется рассказать дома обо всем увиденном, услышанном, пережитом. Обязательно поддержите это  стремление, смелее радуйтесь победам и вместе преодолевайте трудности. Подбадривайте поступки ребенка ласковым словом или поучите горьким молчанием. В конце концов, ребенок приобретет в вашем лице близкого друга. А ведь это самое важное.

Чем можно помочь своему ребёнку в период адаптации?

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
  • Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребёнка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребёнка и т. д.), сообщите об этом классному руководителю.
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
  • Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жёсткость.
  • Организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несёт ответственность.
  • Для пятиклассника учитель уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим школа нравится тем, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть