Родительские университеты

Уважаемые законные представители учащихся! Приглашаем вас на страницу "Родительский университет".

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОЕКТ «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

     Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

         Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

I. Организационное:

  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

II. Информационно-просветительское:

  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,  обучения  ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;

- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

- на стабильном общении детей и их родителей;

- на формировании атмосферы поиска новых знаний;

- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

- на развитии творческих способностей членов семьи;

- на умении видеть результаты развития детей;

- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четвертьКонсультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Темы занятий

Дата

проведения

Форма проведения

Ответственные

1

1-е классы

1.1

Помощь ребенку в адаптации к школе

10.09.2022

лекция

педагог-психолог,классный руководитель

1.2

Организация режима дня школьника

06.09.2022

беседа

медицинский работник,классный руководитель

1.3

Ценности, традиции и обычаи семьи

10.10-15.10.2022

круглый стол

классный руководитель

1.4

Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

12.11.2022

семинар-практикум

педагог-психолог,классный руководитель

2

2-е классы

2.1

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка.

14.11-18.11.2022

беседа

классный руководитель

2.2

Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции.

21.12.2022

семинар-практикум

классный руководитель, медицинский работник

2.3

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

14.01.2023

семинар-практикум

педагог-психолог, педагог социальный,классный руководитель

2.4

Роль семьи в развитии работоспособности ученика.

Как научить современного ребенка трудиться

20.03-24.03.2023

круглый стол

классный руководитель

3

3-е классы

3.1

Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

19.09.2022

беседа

классный руководитель

3.2

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников.

Особенности межличностного общения.

Самооценка младших школьников.

24.09.2022

семинар-практикум

педагог-психолог

3.3

Формирование умений и навыков здорового образа жизни.

19.01.2023

дискуссия

педагог социальный, медицинский работник,классный руководитель

3.4

Семья как система межличностных взаимодействий.

Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие.

08.04.2023

 

семинар-практикум

педагог-психолог, педагог социальный,классный руководитель

4

4-е классы

4.1

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

08.10.2022

вебинар

педагог-психолог,классный руководитель

4.2

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся.

08.12.2022

круглый стол

классный руководитель, педагог социальный

4.3

Влияние компьютера на организм и личность ребенка.

Как правильно организовать работу школьника за компьютером.

11.02.2023

конференция

педагог-психолог, классный руководитель

4.4

Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

22.05-26.05.2023

дискуссия

классный руководитель

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Дата

проведения

Форма проведения

Ответственные

1

5-е классы

1.1

Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

19.09-25.09.2022

семинар-практикум

классный руководитель

1.2

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника.

Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

26.11.2022

круглый стол

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.3

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками.

Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

22.05.2023

дискуссия

классный руководитель,

педагог социальный

2

6-е классы

2.1

Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье.

03.09.2022

лекция

педагог-психолог, педагог социальный,

2.2

Отклоняющееся поведение подростков.

Профилактика зависимостей в подростковой среде.

03.12.2022

семинар-практикум

педагог-психолог

2.3

Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

05.03.2023

форум

педагог-психолог

2.4

Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

14.05.2023

конференция

педагог социальный

3

7-е классы

3.1

Факторы и причины правонарушений.

13.11.2022

круглый стол

педагог социальный,

3.2

Возрастные особенности 13-14-летних подростков.

08.01.2023

лекция

педагог-психолог

3.3

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов.

Правила взаимодействия с подростком

05.02.2023

дискуссия

педагог социальный, педагог-психолог

3.4

Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?

02.04.2023

беседа

классный руководитель,

педагог-психолог

4

8-е классы

4.1

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

01.10.2022

беседа

педагог-психолог

4.2

Насилие и безопасность наших детей.

Профилактика основных рисков.

18.12.2022

форум

педагог-психолог,

педагог социальный

4.3

Суицид среди несовершеннолетних. Профилактика суицидального поведения

19.03.2023

беседа

педагог-психолог, педагог социальный

4.4

Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей

20.05.2023

семинар-практикум

 

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

5

9-е классы

5.1

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты.

17.09.2022

лекция

педагог-психолог

5.2

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

19.11.2022

семинар-практикум

педагог-психолог,

педагог социальный

5.3

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей.

04.02.2023

беседа

педагог-психолог

5.4

Профессиональные намерения и возможности учащихся.

15.04.2023

форум

педагог-психолог

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

10-е классы

1.1

Гиподинамия – проблема современных молодых людей.

28.09.2022

Лекция

педагог социальный

1.2

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных.

05.11.2022

круглый стол

педагог-психолог

1.3

Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Рискованное поведение молодежи.

Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

18.02.2023

беседа

педагог социальный

1.4

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника.

Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

17.04-23.04.2023

дискуссия

классный руководитель

 

2

11-е классы

2.1

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

15.10.2022

семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель

2.2

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника.

03.12.2022

конферен-ция

педагог социальный

2.3

Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

11.03.2023

форум

педагог социальный, классный руководитель

 

2.4

Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

20.05.2023

мастер-класс

педагог-психолог

*В плане возможны изменения