В помощь родителям

Правильная речь-залог успеха первоклассника

 

Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе. Подготовка ребенка к успешному обучению в школе — главная задача, стоящая перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста.

             Основа успешного обучения в школе – это правильная, развитая речь ребенка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением. А чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.  Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие дети,  довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. Ко времени поступления в школу устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых. 

            Правильная, красивая  речь состоит из пяти взаимосвязанных составляющих.

            Первое – произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми. Особенности артикуляционного аппарата оказывают  влияние на темпо – ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании звуков проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.

            Второе – это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

            Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может   порассуждать.

            Четвертое – лексико – грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность  грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму (ошибкам при письме).

             Пятое –связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие  или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.

            А для того, чтобы у  ребёнка был красивый, ровный почерк  необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и графо-моторных навыков (в помощь прописи!).

            Надо ли ребенка учить читать до школы? Надо. Но учить нужно правильно. Главная ошибка родителей, когда они учат ребёнка читать  – это неправильное произношение звуков. Учите детей не буквам, а звукам: М, Н, Л, а не МЭ, ЭЛЬ, ЭН.

            Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка. Общайтесь с ребенком как можно больше и чаще! Отвечайте на все его вопросы! Замечайте ошибки при произношении слов, просите исправить самому или помогите ему в этом! Пробуйте вместе читать и учить стихи, интонируя разными голосами и настроениями! Пойте песни тихо и громко! Тренируйте силу голоса! Не забывайте про прописи, раскраски, штриховки! Играйте в настольные игры! Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте интересные поездки! Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе         родного         края. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания.

            Таким образом, имея такой солидный фундамент, ваш ребенок не растеряется и более легко овладеет навыками чтения и письма.

свернуть

Развитие графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста

 

 

Начиная своё обучение в школе, ребенок сталкивается с многочисленными трудностями. Овладение письменной речью, то есть графическими навыками, – одна из ключевых и самых сложных задач общего развития ребёнка. С какими трудностями сталкиваются дети в самом начале школьного обучения? Это недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребенка выполнять целенаправленные действия руками. Дети испытывают трудности при копировании простейших узоров, при выполнении графических диктантов, быстро устают во время работы с карандашом и ручкой.

Формирование графо-моторных навыков у первоклассника, второклассника будет проходить значительно легче при определенной помощи со стороны не только учителя, но и со стороны родителя. И родители могут сыграть в этом очень важную роль.

Как же могут родители помочь своему ребенку?

Первое и самое главное - это помнить, что нужно быть терпеливыми, не торопить ребенка без особой необходимости и не пытаться сделать что-то вместо него. Действия ребенка еще недостаточно четки, поэтому ваше вмешательство и замечания будут вредить ребенку. На данном этапе очень важна ваша поддержка, которая поможет обрести ребенку уверенность в себе и в своих действиях.

Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
  • Занятия с пластилином.
  • Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
  • Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
  • Вырезание ножницами.
  • Рисование различными материалами: ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
  • Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.
  • Графические упражнения. Штриховка.
  • Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

 

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов (движений) от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, в дальнейшем облегчит  приобретение навыка письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

Вот пример одного из таких упражнений:

«Мы считаем»

Можно пальчики считать: Раз-два-три-четыре-пять. На другой руке – опять: Раз-два-три-четыре-пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого пальца.

Упражнения на развитие статической координации движений.

«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

 «Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

Упражнения на развитие динамической координации движений.

«Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.

«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. 

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

Упражнения с предметами:

  • составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);
  • составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
  • вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
  • нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;
  • сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
  • застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
  • завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
  • доставание бусин ложкой из стакана;
  • складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;
  • продевание нитки в иголку;
  • стирание ластиком нарисованных предметов;
  • кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
  • надевание и снимание колечка (массаж пальца);
  • втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;
  • комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
  • прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
  • перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;
  • нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;
  • сжимание и разжимание эспандера;
  • катание мячей-ежиков (с шипами).

Вырезывание ножницами. 

Рисование, раскрашивание

Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических правил письма. Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

«Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Взрослый говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Графические упражнения

Штриховка. Выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения. Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки: 

  • штриховать только в заданном направлении;
  • не выходить за контуры фигуры;
  • соблюдать параллельность линий;
  • не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

 

Следующий вид работы по формированию графических навыков – работа с прописями.

При выборе прописей обязательно учитываем величину и цвет клетки, качество печати. Цель работы с ними:

-научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма;

-научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и наоборот;

-проводить линии в различных направлениях;

-проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии;

-воспитывать умение сосредотачиваться.

В процессе выполнения графических упражнений дети ещё усваивают необходимые для

письма гигиенические правила: как правильно сидеть, как положить руки, кисти рук, как

правильно держать ручку, карандаш, тетрадь, одновременно начинать и заканчивать работу.

Выполнять тренировочные упражнения можно везде: дома, на прогулке, на отдыхе…

Для большего эффекта желательно придерживаться следующих условий:

  1. Во время занятий создайте спокойную и доброжелательную атмосферу.
  2. Занятия должны быть систематическими, желательно в определённое время, по 10–20 минут в день.
  3. Задания должны быть интересными и разнообразными.
  4. Упражнения должны подбираться по принципу возрастающей трудности.
  5. Соблюдайте принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираясь на игру.
  6. Не заставляйте ребёнка переписывать (перерисовывать) набело – будет получаться всё хуже и хуже;
  7. Не учите детей написанию письменных букв (это задача учителя начальных классов), сосредоточьтесь на рисовании простейших графических линий и письме элементов букв;
  8. Помните, что ребёнку должно быть интересно, тогда он будет успешен.
  9. Хвалите своего ребёнка даже за небольшие успехи; поощряйте желание ребёнка заниматься. Вселяйте в своих детей уверенность в себя и в свои силы!
свернуть