Классному руководителю

Формы проведения информационных часов.

«Информ-дайджест» – еженедельная «пятиминутка» со свободным

выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав

общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу

с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы,

информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали – отвечаем»– форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

«Информация +»– это ознакомление учащихся с событиями в стране

и за рубежом по определенной схеме:

• внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь;

• тенденции развития России и стран Содружества;

• события в странах дальнего зарубежья;

• новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта.

«+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме

выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала,

комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.

Тематический информационный час– более глубокое обсуждение какой-либо злободневной проблемы, цель которого – выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников.

Направления в таком случае не распределяются, но обязательной

является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его

событию. Особое внимание стоит заострить на этапе подготовки.

Определение темы — один из наиболее важных моментов подготовки

тематического информационного часа. Важнейшее требование —

актуальность информативного материала, т.е. связь его с ведущими

проблемами молодежи, государства, мировой общественности. Тематику

планируемого информационного часа желательно обсуждать вместе с

учащимися. Необходимо использовать наиболее действенные формы и

методы подачи информации.

По необходимости, куратором разрабатываются вопросы, позволяющие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные

задания для учащихся, уточняется порядок проведения тематического

информационного часа.

В роли ведущего может выступать как сам куратор, так и один из

учащихся (в зависимости от темы и формы проведения), лучше — лидер

группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их

внимание на определенной проблеме. Успех во многом зависит и от

вовлечения всех учащихся в обсуждение вопросов, обмена мнениями по

обсуждаемой тематике, присутствия компетентных гостей. Очень важно

также научить студентов самостоятельно выделять главное в предлагаемом

материале. Целесообразно, чтобы круг участников тематического

информационного часа не ограничивался рамками учебной группы. Встречи

с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире – повод

объединить за «круглым столом» несколько групп, преподавателей.

Все это является серьезной предпосылкой активного вовлечения

молодежи в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь

государства.

Формы проведения

тематических информационных часов

«Беседа «за круглым столом» – форма изучения актуальной

социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и

активным вовлечением студентов в дискуссию. Проблема для освещения на

тематическом информационном часе может быть продиктована последними

событиями в мире или предложена самими студентами.

Информация по теме может быть изложена или самим гостем

(историком, юристом, экологом, депутатом), или лидером учебной группы,

способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку

раскрепощенного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен

просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют

сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ

проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются

выводы по теме.

«Политическая дискуссия»– тематический информационный час с

целью исследования проблемных и спорных политических вопросов.

Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная

теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации

противоположной концепции. В результате коллективного творческого

мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую

жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

«Как это было» – форма тематического информационного часа,

анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной

телепередачи. Большая роль отводится ведущему, который дает основные

исторические и политические справки, представляет гостей и организует

диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвящены

конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания

слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов,

фотоиллюстраций и т. п.

«Годы и люди»– тематический информационный час, посвященный

биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики,

экономики, спорта у нас в стране и за рубежом.

«Пресс-конференция» – форма информационного часа с элементами

ролевой игры. Участники пресс-конференции — «журналисты» и

«фотокорреспонденты» – берут интервью у докладчика, выступающего в

роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции

способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более

осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к

проблеме, умение защищать свою точку зрения.

«Тематический блиц-опрос»– представляет собой собственные

видеосюжеты учащихся по определенной тематике для последующего

обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой

проводит в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой

и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как

учащиеся, так и сотрудники учебного заведения, случайные посетители.

Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему,

согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало

информационного часа, привлекая внимание учащихся к обсуждаемой теме,

является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования

поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию

собственного мнения.

«Пресс-турнир» – форма информационного часа, позволяющая

активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по

различным проблемам общества, выделять главное из различного рода

информации. Для проведения пресс-турнира учащиеся делятся на группы,

представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены

определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания.

Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает

вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике

– подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других

команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к

выступлению.

«Информационный журнал»– форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и другие (выбор определяют сами учащиеся или в зависимости от представленной тематики в информационном сборнике).

«Семинар-информация»– форма информационного часа,

предполагающая выступления по каким-либо интересующим всех вопросам,

в ходе которого обязательно присутствуют обмен мнениями, обсуждение,

споры. На такой семинар могут быть приглашены компетентные лица.

«Брейн-ринг»– форма для проведения тематического

информационного часа по определенной тематике, наиболее актуальной в

данный период времени. Например, «Права молодежи в Беларуси»,

«Конституция Республики Беларусь. Основы конституционного строя» и

другие. Игра представляет собой состязание в быстроте мышления,

сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн – мозг,

рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для

состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ.

Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими

длительного обсуждения.

«Турнир-викторина» – состязание двух или нескольких команд,

каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по

определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды

по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы,

занимательные задания).

свернуть